Анатомия молочной железы.

Молочные железы по своему происхождению представляют видоизмененные кожные потовые железы. Но по своему функциональному значению они относятся к женской репродуктивной системе, так как обеспечивают первоначальное питание ребенка немедленно после рождения, когда прекращается получение им питательных веществ через плацентарную кровь.

У половозрелой женщины каждая молочная железа состоит из 15 – 20 отдельных железок, разделенных прослойками соединительной и жировой ткани. Размер груди определяется развитием в ней жировой ткани и не влияет на количество производимого молока. Железки по своему строению являются альвеолярными и их выводные протоки открываются на вершине соска.

Сосок представляет собой утолщение кожи, он сильно пигментирован. В области ареолы располагается множество нервных окончаний, обилие которых связано с тем, что выделение молока обусловлено рефлексом на раздражение этих окончаний актом сосания. Там же располагаются также железы Монтгомери, выделяющие бактерицидный секрет, по запаху напоминающий околоплодные воды. Отсюда следует, что частое мытье сосков, особенно с мылом ведет к нарушению защитного бактерицидного слоя и способствует возникновению трещин и гнойных процессов. Кроме этого, ребенок теряет обонятельный ориентир в процессе поиска соска.

Рассмотрим строение молочной железы от соска к альвеолам. Как мы уже отметили, на вершине соска открываются выводные протоки, которые переходят в молочные синусы, служащие резервуарами, где накапливается молоко, продуцируемое в альвеолах. В молочные синусы впадают многочисленные ветвящиеся и анастомозирующие молочные протоки, заканчивающиеся до наступления лактации тонкими слепыми трубочками – альвеолярными молочными ходами, которые во время беременности и лактации дают начало множеству альвеол. В железистых клетках альвеол (лактоцитах) происходит синтез молока.




Выработка молока при помощи рефлексов и гормонов

Лактация – синтез молока молочной железой.

Регуляция деятельности молочной железы осуществляется в результате действия гормонов и рефлексов. Во время беременности гормональные изменения подготавливают молочную железу к выработке молока. Молочная железа развивается, и грудь увеличивается в размерах. Сразу же после родов гормоны заставляют грудь начинать вырабатывать молоко. Во время сосания ребенком груди два рефлекса стимулируют поступление молока в необходимом количестве и в нужное время.

Основные гормоны, принимающие участие в лактации – аденогипофизарный пролактин, который стимулирует железистые клетки альвеол (лактоциты) к биосинтезу молока и окситоцин – гипоталамический нейрогормон, под влиянием которого происходит выброс молока из млечных ходов.

Гипоталамус является высшим центром эндокринных функций. Он объединяет эндокринные механизмы регуляции с нервными. Субстратом объединения нервной и эндокринной систем служат нейросекреторные клетки, которые у высших позвоночных и человека располагаются в гипоталамусе.

Пролактин - гормон, стимулирующий выработку молока.

Каждый раз во время сосания ребенком груди происходит стимуляция нервных окончаний соска. Эти нервы посылают сигнал в переднюю часть гипофизарной железы, вырабатывающей пролактин. Пролактин начинает работать после того, как ребенок пососет грудь и стимулирует синтез молока для следующего кормления.


Процесс сосания ребенком груди заставляет ее вырабатывать молоко.




Эти процессы, от стимуляции соска до секреции молока, называются рефлексом секреции молока или рефлексом пролактина.

Гипофизарная железа выделяет больше пролактина в ночное время, чем в дневное, поэтому ночное кормление особенно помогает поддерживать исправное поступление молока.

Рефлекс пролактина или рефлекс секреции молока.

Поступление и требование.

Очень важно понять влияние сосания груди на выработку молока. Чем больше ребенок сосет грудь, тем больше молока она производит, и наоборот, чем меньше ребенок сосет, тем меньше молоко производит грудь.

Если же ребенок перестает сосать совсем или так и не начнет, молоко в груди перестанет вырабатываться. Если у матери близнецы, и она кормит их обоих, в ее груди будет вырабатываться прекрасное молоко, в количестве, необходимом обоим детям.

Это явление называется поступление и требование. В груди вырабатывается столько молока, сколько требует ребенок. Если мать хочет увеличить поступление молока, то лучший способ это сделать – это кормить ребенка грудью дольше и чаще. Не нужно стараться «сохранить» свое молоко – это приведет только к тому, что грудь будет вырабатывать меньшее количество молока. Давление остатков молока на клетки молочной железы снижает секрецию.

Более долгое и частое кормление приводит к увеличению количества молока.

Пролактин и другие родственные ему гормоны подавляют активность яичников. Таким образом, кормление грудью задерживает возвращение менструации и способности к деторождению.

Окситоцин – гормон, способствующий выделению молока.

При взгляде на кормящую женщину иногда можно увидеть тоненькие струйки молока, вытекающие из соска. Это называется выделением молока. Молоко выбрасывается маленькими мышечными клетками, располагающимися вокруг грудной железы, которые сокращаясь, повышают изнутри давление на молоко.

Давление заставляет молоко течь по протокам к млечному синусу, а иногда и протекать через сосок.

Мышечные клетки заставляет сокращаться гормон окситоцин. Многие женщины в начале каждого кормления чувствуют покалывание или «распирание» груди. Это – сигнал того, что молоко начинает прибывать. Окситоцин, также как и пролактин, вырабатывается во время сосания ребенком груди и стимуляции чувствительных нервных окончаний ареолы. Окситоцин вырабатывается гипоталамусом и током крови попадает в молочную железу. Окситоцин действует во время сосания ребенком груди и заставляет молоко выбрасываться из груди во время данного кормления.


Рефлекс окситоцина или рефлекс выделения молока.




Данные процессы представляют собой рефлекс выделения молока или рефлекс окситоцина. Ребенок не может получить достаточное количество молока из груди просто в процессе сосания. В этом ему должен помочь рефлекс окситоцина. Если рефлекс не срабатывает, ребенок может недополучать молока.

Что может воздействовать на проявление рефлекса окситоцина?

Рефлекс окситоцина – более сложен, чем рефлекс пролактина. На него могут оказывать влияние мысли, эмоции и чувства матери. Обычно ее чувства помогают рефлексу, но иногда они и препятствуют его проявлению.

Если мать с любовью думает о своем ребенке или слышит его плач, ее гипоталамус вырабатывает окситоцин. В этом случае она чувствует «распирание» в груди, и при этом молоко может самопроизвольно вытекать из груди.

Мешать женщине в проявлении рефлекса выделения молока могут из одно из следующих эмоций:

- если она испытывает беспокойство или страх;

- если она испытывает боль, особенно если эту боль ей доставляет кормление грудью (например, в случае, когда ребенок неправильно берет грудь);

- если мать находится в смущении или замешательстве.

Таким образом, если женщина испытывает положительные эмоции, если она уверена, что может кормить грудью, то молоко у нее прибывает хорошо. Если же она сомневается в своей способности выкормить ребенка грудью, ее волнения могут остановить процесс пребывания молока.

Окситоцин заставляет матку сокращаться, что способствует рождению плаценты. Кормление грудью может помочь остановить кровотечение сразу же после родов, а также оно сокращает длительность послеродовых выделений. Недавно родившая мать может чувствовать сокращения матки во время кормления грудью. Боль может быть интенсивной, но это нормальное явление, которое скоро пройдет.

Как ребенок сосет грудь?

Новорожденному ребенку присущи три рефлекса, помогающие ему питаться.

Рефлекс захватывания.

Этот рефлекс помогает ребенку находить сосок. Если прикоснуться чем-либо вблизи рта голодного ребенка, он повернет голову в этом направлении и откроет рот.


Когда сосок касается рта ребенка, он его открывает и пытается найти сосок.


 
Законы лактации.

В процессе выведения молока, имеющего рефлекторную природу, участвуют мать и ребенок. Этот процесс можно разделить на две фазы:

1 фаза
Инициирует 1 фазу раздражение ребенком нервных окончаний в области соска и ареолы. Передача импульсов по нервным путям уже через 30-40 секунд приводит к усилению кровотока в молочной железе. В результате чего увеличивается уровень окситоцина в крови, и гладкая мускулатура протоков сокращается.
В этой фазе ребенок легко высасывает молоко, которое накопилось в синусах и протоках в промежутках между кормлениями.
 

 

 

 

2 фаза
Эта фаза подключается через 1- 4 минуты от момента начала сосания.
Под воздействием нервных импульсов в задней доле гипофиза усиливается секреция окситоцина, который стимулирует внутриклеточную секрецию молока и сокращает миоэпителиальные клетки, проталкивая богатое заднее молоко из альвеол в протоки. Сжимающая сила окситоцина ощущается матерью как покалывание в груди.
Рефлекс выведения молока регулируется высшими отделами центральной нервной системы. Этот рефлекс может быть вызван не только тактильным раздражением соска и ареолы, но и визуальным, обонятельным и слуховыми сигналами.. Многим мамам знакомо состояние, когда при физической близости с малышом, звуковом общении и радости, начинает выделяться в груди молоко.
 
 
Основные правила успешного грудного вскармливания

1. Совместное содержание матери и ребёнка в одной палате.
2. Правильное положение ребёнка у груди, которое позволяет матери избежать многих проблем и осложнений с грудью. Если мать не научили этому в роддоме, ей следует пригласить консультанта по грудному вскармливанию и научиться этому специально.
 3. Обучение правильному прикладыванию включает в себя не только правильное положение у груди, но и способность матери контролировать поведение ребёнка у груди и правильно отнимать грудь. При неправильном прикладывании ребёнок недостаточно высасывает молока, плохо прибавляет в весе и может травмировать грудь.
4. Кормление по требованию ребёнка. Ребёнок прикладывается к груди не только для того, чтобы поесть. С помощью сосания груди он избавляется от любого дискомфорта. Необходимо прикладывать малыша к груди по любому поводу, предоставив ему возможность сосать грудь, когда он хочет и сколько хочет. Для психологического комфорта малыш может прикладываться к груди до 4 раз в час. Чем чаще вы будете давать грудь сегодня, тем больше молока будет у вас завтра.
5. Продолжительность кормления регулирует ребёнок. Сколько бы ребёнок не находился у груди, его не надо отнимать, пока он сам не выпустит грудь изо рта. Если ребёнок в процессе кормления изменил положение и взял грудь неправильно, необходимо забрать грудь и снова предложить ребёнку её взять.
6. Ночные кормления. У маленьких детей нет ритма «день-ночь». У них есть ритм «поел-поспал». Поэтому ночью малыш ест. Ночью молоко лучше усваивается. Ребёнок, который сосёт грудь по ночам, лучше набирает вес.
 
Ночные кормления обеспечивают устойчивую лактацию. Чтобы завтра было много молока, сегодня ночью надо покормить ребёнка грудью. Чтобы ночью маме высыпаться, можно спать с ребёнком.
7. Отсутствие допаивания и введения любых инородных жидкостей и продуктов. В молоке содержится около 85% воды. Только вода из грудного молока полноценно усваивается ребёнком. Для того, чтобы ему хватало воды, нужно просто чаще предлагать грудь. У детей до года центры жажды и сытости находятся очень близко, поэтому, если напоить малыша водой, он будет думать, что наелся и не будет сосать грудь. А значит, не будет нормально набирать вес. Сколько выпил воды, столько не высосал молока, столько молока не прибудет завтра.
8. Полный отказ от сосок, пустышек и бутылочного кормления. Дети совершенно по-разному берут грудь и пустышку / соску. У них при этом работают разные группы мышц. Происходит путаница сосков. Ребёнок пытается брать грудь, как берёт пустышку. Но тогда он не может нормально сосать и полноценно высасывать молоко. При необходимости докорма, его следует давать только из чашки, ложки или пипетки. Чтобы выкормить ребёнка грудью, он должен сосать только грудь. Чтобы успокоить ребёнка, нужно просто приложить малыша к груди, а не давать пустышку.
9. Не следует перекладывать ребёнка ко второй груди раньше, чем он высосет первую грудь. Если мать поторопится предложить малышу вторую грудь, он не дополучит позднего «заднего» молока, богатого жирами. Продолжительное сосание одной груди обеспечивает полноценную работу кишечника ребенка и нормальный набор веса.
  10. Исключение мытья сосков перед кормлением и после него. На рисунке видно железы Монтгомери, имено они защищают сосок и даже малыша от воздействия неполезных микроорганизмов, поскольку выделяют секрет, который обладает антисептические свойства, а так же бережет кожу от травм.
 11. Отказ от частых и контрольных взвешиваний ребёнка, проводимых чаще одного раза в неделю. Эта процедура не даёт объективной информации о полноценности питания младенца. Она только нервирует мать, приводит к снижению лактации и необоснованному введению докорма.
12. Исключение дополнительного сцеживания молока. Через 2-3 недели после рождения при правильно организованном грудном вскармливании молока вырабатывается ровно столько, сколько нужно ребёнку, поэтому не возникает необходимости в сцеживании после каждого кормления. Сцеживание необходимо только в случае вынужденного разлучения матери и ребёнка.
13. До 6 месяцев ребёнок находится на исключительно грудном вскармливании и не нуждается в дополнительном питании. В грудном молоке есть все жиры, белки, углеводы и витамины, необходимые малышу до года. Более того, до 6 месяцев у малыша нет ферментов для усвоения чего бы то ни было, кроме грудного молока.
14. Сохранение грудного вскармливания до 1, 5-2, 5 лет. Всё то время, пока малыш сосёт грудь, он будет защищён от инфекций и снабжён уникальными веществами, необходимыми ему для развития головного мозга. Этих веществ нет ни в одном прикорме. Кормление до года не является физиологическим сроком прекращения лактации, поэтому при отлучении от груди страдают и мать, и ребёнок.
15. Поддержка матерей, кормивших своих детей грудью до 1, 5-3 лет. Кормить могут все, но не у всех есть уверенность. Поэтому лучше всех помочь молодой маме наладить кормление грудью сможет женщина, которая сама полноценно выкормила своих детей.
 
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ЛАКТАЦИИ - СПРОС ПОРОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Другими словами: во время сосания груди малыш создает запрос на количество молока в следующее кормление. Более того, даже качество сосания груди порождает определенные изменения в его составе - так молозиво сменяется молоком, а во втором полугодии молоко постепенно перестает исключительно кормить малыша, а больше помогает его иммунной, нервной и пищеварительной системам ставать самодостаточными и самостоятельными.
 
Сосательный рефлекс
 
 
Если что-нибудь, попадая в рот ребенку, касается его неба, он начинает сосать.

Сосательный рефлекс может быть очень сильным в первые часы жизни ребенка.

Глотательный рефлекс

Когда рот ребенка заполняется молоком, он его глотает.

Следует обратить внимание на то, что существует рефлекс, позволяющий ребенку находить сосок, а также рефлекс, заставляющий его сосать во время прикосновения соска к небу. Однако, нет рефлекса, помогающего ребенку удерживать во рту грудь. Как раз этому он должен научиться, в чем ему и требуется помощь матери.
Рассмотрим процесс сосания груди как два действия:
1. вытягивание груди по форме соски.
Ребенок захватывает ртом не только сосок, но и ареолу и участок груди, расположенный ниже, под которым располагается млечный синус. Ребенок должен вытянуть грудь по форме соски, что значительно длиннее, чем сам сосок. Сосок составляет лишь треть «соски». В момент, когда ребенок только что отпустил грудь, можно увидеть, как она вытянулась.
2. Прижатие вытянутой ареолы языком к небу.
Вдоль языка ребенка, от его кончика до корня, проходит волна, похожая на перистальтику. Волна «выжимает» молоко из млечного синуса в рот ребенка так, что он может его глотать не поперхиваясь. Во время кормления часто можно увидеть кончик языка ребенка, находящийся над нижней губой. Язык как бы «втягивает» грудь подобно эффекту банок.




Чтобы ребенок мог успешно сосать грудь, он должен в достаточной степени захватывать грудь, таким образом, чтобы его язык надавливал на млечный синус.

Иногда ребенок не может сделать достаточно большой глоток. Как матери, так и ребенку следует научиться правильно это делать.

Окончание кормления регламентирует ребенок. Нет нужды прерывать кормление через определенный промежуток времени или отнимать у ребенка грудь. Дело в том, что одни дети ленивые «сосуны», а другие наоборот. Предоставьте ребенку возможность самому решать, когда прекращать кормление.

Кормление в неправильном положении

Бывает, что ребенок не захватывает грудь в достаточной степени и сосет в основном сосок. Это явление называется «сосковым сосанием» и служит частой причиной проблем грудного вскармливания.
Если ребенок неправильно сосет грудь:
1. Мать может испытывать боль.
Ребенок втягивает сосок неправильно и натирает его нежную кожу. Если это вовремя не исправить, может образоваться травма соска – трещины, которые могут нагноиться и стать причиной мастита.
2. Молоко не вытекает должным образом.
Ребенок недостаточно надавливает языком на млечный синус, поэтому молоко из груди не вытекает.
3. ребенок может проявлять беспокойство.
Ребенок может нервничать и требовать частого кормления или же отказаться от еды вообще. У матери может сложиться впечатление, что у нее не хватает молока.

Таким образом, неправильное положение при кормлении грудью может стать причиной:

- воспаления и трещин сосков;

- недостаточного поступления молока и медленного роста ребенка;

- неудовлетворенности ребенка, постоянно требующего есть;

- нагрубания груди (лактостаза).

Если у Вас возникло сомнение в правильности прикладывания ребенка к груди, не затягивайте с этой проблемой, не надо дожидаться осложнений. На помощь всегда готовы придти наши опытные специалисты, которые не ограничены по времени для проведения консультации на дому. Помимо практической помощи Вы получите ответы на все интересующие вопросы по кормлению и уходу за детьми раннего возраста.




Признаки, определяющие правильное положение ребенка при кормлении:

- ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней;

- подбородок ребенка прикасается к груди;

- рот ребенка широко открыт;

- нижняя и верхняя губа вывернута наружу;

- над верхней губой ребенка виден больший участок ареолы, чем под нижней губой;

- заметно, как ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения;

- мать не испытывает боль в области сосков;

- слышно только ритмичное глотание молока ребенком.