Известно, что каждый ребенок проходит через возрастные критические периоды. А каждому из возрастов соответствует определенный страх. В норме малыш должен его «переболеть» и забыть за 3—4 недели. Конечно, с помощью мамы и папы. Но бывает и иначе: страх остается. Если взрослые будут игнорировать эту проблему, не окажут малышу поддержки, или, наоборот, будут паниковать, то страх выльется в невроз и может аукнуться самыми разнообразными заболеваниями кожи, дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта — систем, которые первыми дают сбой при стрессе. У одних детей он проявится аллергией, у других — бронхитами и ОРВИ. А в будущем страх может укорениться и отрицательно повлиять на формирование характера. Но до 9—10 лет ситуация корректируется, поэтому, не теряя времени, покажите ребенка специалисту: детскому психологу, психотерапевту, психиатру. 

1-й год

В этот период мир для младенца — это мама, а конкретней, ее грудь. Только рядом с ней ребенок чувствует себя в безопасности. Первый страх может возникнуть у малыша уже сейчас. Если пугающий объект (кошка, запрыгнувшая в кроватку, посторонний человек или просто громкий звук, звуки, кстати, наиболее часто пугают малышей) появится, когда мамы не будет рядом, страх может зафиксироваться. А затем «всплывать» при схожих ситуациях. Совет: Безусловно, быть в пределе видимости малыша на протяжении 24 часов в сутки маме невозможно. И все-таки постарайтесь, чтобы в этот период ребенок проводил с вами максимальное количество времени. Не провоцируйте его страхи: если вы знаете, что кроха боится звука пылесоса, или кого-то из ваших гостей, не давайте ему столкнуться с объектом страха «один на один». И не забывайте: чем больше времени ребенок будет проводить сейчас вместе с вами, тем более спокойным и уравновешенным он вырастет. 

2—3 года 

Особо тяжело малыши этого возраста переносят смену обстановки, распорядка жизни. Именно в этот период многие мамы решают выйти на работу, определяют детку в садик. А кроху сейчас пугает все непонятное, большое, новое. Его могут привести в ужас обыкновенные ступеньки на крыльце сада. Если в это время мама будет вести себя категорично, пытаться «сломать» малыша, страх закрепиться и кроха долго не сможет адаптироваться в новой обстановке. Совет: Отдавайте ребенка в сад либо до полутора, либо после трех лет, пропустив этот критичный период. Приучайте малыша к саду осторожно, медленно. Вначале забирайте его до дневного сна, четко проговаривайте, когда вы за ним придете. И ни в коем случае не обманывайте маленького и не нарушайте своего обещания. 

3—4 года 

В это время человечек сталкивается с «кризисом трех лет». Он уже осознает себя отдельной личностью и начинает активно познавать окружающий мир — изучать «анатомию» кукол, разбирать на детали машинки, бегать во все стороны сразу и бесстрашно лазать по турникам. К сожалению, не всем взрослым по душе такое поведение сына или дочери. Тогда и начинаются одергивания: не бегай — упадешь, не бери — разобьешь, не иди к собачке — укусит. А чего стоят разговоры о «дядях», которые только и ждут, как бы забрать сорванца! Озвучивая все это, мы не осознаем, что включаем механизм интроекции, своеобразного психологического послания, закрепляющийся в восприятии. В данном случае работают негативные интроекции. Они мешают познавательной деятельности и отделению ребенка от матери, фиксируют страх и тревогу.Совет: в этот период возьмите за правило: все, что безопасно для жизни и здоровья малыша, — разрешено. Ведь зачастую большинство наших запретов совершенно необоснованны. А чем больше рамок и ограничений мы поставим на пути маленького человечка, тем больше у него появиться страхов.

4—5 лет 

В этом возрасте ребенок узнает, что такое боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства. Вечером в темной комнате «оживают» все дневные страхи. И как раз в это время родители решают приучать малыша к отдельному сну в детской. Отделенный от родителей, лежа в кроватке с выключенным светом, малыш с удвоенной силой переживает все то, чего он боится.Совет: приучайте малыша ко сну в отдельной комнате постепенно. Первое время «укладывайте» его с кровати или сказкой на ночь (конечно же, нестрашной). Потихоньку укорачивайте время укладывания, ссылаясь на домашние дела. Оставляйте в детской включенный ночник, можно включать крохе его любимую музыку. Не форсируйте события — и со временем малыш привыкнет засыпать сам.

6—7 лет

Это возраст, когда у человека появляется базовый страх — страх смерти. Вместе с восприятием времени и пространства приходит и понимание конечности жизни и самого страшного для ребенка — потери родителей. Совет: не поднимайте этот вопрос, пока малыш сам не захочет поговорить и не пугайтесь, когда кроха сам заведет разговор о смерти. А когда это случится, спокойно побеседуйте с ним. Объясните, что ему это пока не грозит, и вам тоже. Дайте малышу понять, что человек не исчезает бесследно. Расскажите, что с ним происходит. Некоторые родители говорят о том, что после смерти человек превращается в звездочку или в ангела…Вариантов множество. Главное, чтобы после момента смерти следовала «новая глава». 

7—8 лет

В этот период дети начинают бояться не оправдать ожидания своих родителей. Мама и папа, которые стремятся во что бы то ни стало вырастить математика, полиглота, или просто строго спрашивающие за малейшую ошибку или проступок, рискуют стать виновниками развития тревожности, страха не соответствовать родительским представлениям о том, каким должен быть их ребенок. А ведь моральное наказание (осуждение, изоляция, игнорирование) для детей не менее страшно, чем физическое. В школе у такого ребенка развивается комплекс отличника, проявляющийся в излишне завышенных требованиях к себе и боязни совершить даже незначительную ошибку. Впоследствии он может стать перфекционистом, которому в каждой поставленной задаче нужно достичь совершенства. А совершенству, как известно, предела нет, и каким бы ни был результат, человек обычно остается неудовлетворен. Совет: любите ребенка таким, какой он есть, что бы ни случилось. Хвалите малыша за усилия, но не за отметки. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми. Малыш не должен пытаться «заслужить» вашу любовь. Он ее и так достоин. В первые годы учебы не перегружайте распорядок школьника посещением кружков или секций. Если чувствуете, что малыш не успевает, «сбавьте» темп.

"БЕССТРАШНЫЕ" УПРАЖНЕНИЯ

Тайное становится явным

Нередко детские страхи бывают связаны с семьей. Чтобы их выявить, попросите ребенка из кусочков бумаги сделать модель вашей квартиры. Затем пусть он расставит по "комнатам" фигурки из киндер-сюрпризов и назовет, кому из вас они соответствуют. Потом пускай проговорит роль мамы, папы и т.д. Если что-то в семейных отношениях ранит его, в рассказе это всплывет.Замечайте любые изменения в поведении малыша. Он может не называть причину страха, но начинать беспокоиться при приближении его объекта. Например, волноваться, подходя к лифту.

Рисуем и побеждаем 

Попросите малыша нарисовать свой страх. Оставьте рисунок и вернитесь к нему через несколько дней. Теперь у вас есть несколько вариантов. Первый: рассмешите трусишку, добавив на рисунке комичную деталь. Второй: порвите рисунок на мелкие кусочки и рассейте. Третий: возвращайтесь к нему снова и снова и дорисовывайте. В конце концов ребенок утратит к нему интерес. А став скучным, страх исчезнет.

НЕ РАЗБУДИТЕ СТРАХ 

Ирина, мама семилетнего Димы:"Когда сыну было 5 лет, мы записались на групповые занятия с психологом. Там "прорабатывали" страхи. Вскоре сын начал бояться темноты. До этого он спокойно засыпал без света. Мы прекратили посещать группу. Постепенно малыш успокоился, но спит до сих пор только с открытой дверью, чтобы видеть свет из прихожей".Комментарий Инги Горбенко: У ребенка страха темноты могло и не быть, если бы ему не указали путь к нему. Нельзя извлекать страх, если он не беспокоит. На тренинге была допущена ошибка: прежде чем взять ребенка в группу, психолог должен определить его состояние на индивидуальной консультации. 

Благодарим за помощь в создании материала детского семейного психотерапевта, сексолога, руководителя центра «Территория психотерапии и тренинга «Психолог»» Евгения Тычковского, детского подросткового семейного психолога, психотерапевта приватного психологического центра «Квинго» Ингу Горбенко.


Ольга Малышок