ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА – комплекс несложных (и нестрашных) упражнений, которые (в отличие от традиционной гимнастики) предполагают активное включение вестибулярного аппарата ребёнка. Он не просто лежит на столе, и вы что-то такое делаете с его ручками и ножками – ребёнок в буквальном смысле «летает» около вас, вращается вокруг своей оси и время от времени повисает вниз головой. Это может казаться пугающим только на первый взгляд, и только тем, кто привык считать младенца тепличным растением (о губительности такого «оберегающего» подхода мы ещё поговорим!). Сейчас же отмечу, что динамическая гимнастика имеет несколько уровней сложности и может быть легко освоена родителями и ребенком. Она является доступной формой физической тренировки, которая даёт разнообразные положительные эффекты для тела и психики. Как и всякое действие с ребёнком, динамическая гимнастика предполагает тесный эмоциональный контакт обеих сторон (наверное, не нужно объяснять, что ребёнок, ещё не умея говорить, очень хорошо чувствует психологическое состояние окружающих). Поэтому важно, чтобы, приступая к занятиям, прежде всего, сам родитель был убеждён в их полезности и получал удовольствие от этой формы времяпрепровождения (впрочем – и вряд ли кто будет спорить с этим – общая уверенность и благое намерение являются залогом успешного исхода любого мероприятия ). Возможно, глубже прочувствовать смысл динамической гимнастики вам помогут следующие доводы (наша статья Движение - это жизнь!") ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПЕРЕЙТИ К ПРАКТИКЕ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ 1. Уверенность и позитивный настрой Вы уверены, что без динамической гимнастики вам не обойтись? Или для вас это просто дань моде или повинность? Зачем это вашему ребёнку, как вы полагаете? Задайте себе эти и другие подобные вопросы. Осознайте, для чего вам это нужно. Поймите сам принцип воздействия этой, не скрою, серьёзной физической нагрузки на вашего ребёнка. Проникнувшись симпатией к этому виду спорта, вы будете выполнять упражнения спокойно и уверенно, это ваше отношение непременно почувствует и ребёнок. При этом на первых порах я советую избегать присутствия на занятиях посторонних, которые не разделяют подобных взглядов на оздоровление ребёнка, ведь дети очень тонко чувствуют умонастроения окружающих. Хуже всего, если это кровные родственники – под причитания своей родной бабушки закапризничать может даже самый жизнерадостный малыш. Лучше исключите все эти «ахи», «охи» и «ой-какой-ужас». По крайней мере, на первое время, пока вы не приобретёте достаточно уверенности, чтобы сохранять спокойствие в любой обстановке. 2. От простого к сложному Конечно, начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки. Первое, с чем вы познакомите ребёнка, - это безопасный захват. Потом будете поднимать его за ручки. Затем раскачивать. Потом раскручивать, и так далее. Неделю за неделей увеличивайте темп, амплитуду и время занятий. 3. Не переутомляйте и поощряйте Воздействие динамической гимнастики является стрессогенным для ребенка. Важно чувствовать меру – находясь в постоянном зрительном, эмоциональном контакте с ребёнком вы не пропустите момент, когда он устанет или испугается. Скорчил гримасу сомнения и вот-вот захнычет? Остановитесь, прижмите ребёнка к себе, сделайте несколько ритмичных раскачиваний вместе с ним. Упражнения, которые ребёнок полюбит больше всего, чередуйте с теми, на которые он реагирует сдержанно. Во время занятий может возникнуть сопротивление – вы отметите мышечное напряжение, испуг или недовольство ребёнка. В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями. Иногда требуется приостановить занятие, с тем, чтобы вновь продолжить, но без надрыва. На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений. Не стоит совсем отказываться от занятий лишь потому, что вам «жалко малютку» - просто, скорее всего, вы предлагаете ему нагрузку, к которой ваш крошка не готов. Продолжайте делать гимнастику, сделайте её частью дневного распорядка. 4. Регулярность тренировок Заведите ритуал. Рекомендуют делать гимнастику ежедневно в первой половине дня, лучше – после пробуждения и в комплексе с другими оздоровительными процедурами. Проснулись – разделись, сделали массаж, потом динамическую гимнастику, потом поплавали и закончили обливанием. После всех «заслуженных трудов» вручите ребёнку грудь – он поест с аппетитом и крепко заснёт. Несколько слов о половых различиях Обычно родители с удовольствием осваивают динамическую гимнастику с мальчиками, видя положительные результаты усилий, однако нередко сомневаются в целесообразности ее для девочек, опасаясь за формирование их фигур. Эти опасения абсолютно неосновательны. Гимнастика не приводит к существенному наращиванию мышечной массы, а оказывает основное воздействие на суставы и сухожилия, и совершенно не нарушает мужского или женского телосложения. В какое время проводить занятия? Лучшим временем для физической нагрузки считается первая половина дня, а кроме того, физкультурой вредно заниматься сразу после еды. Исходя из этих нехитрых условий, вы сами сможете выбрать для ребёнка время проведения занятий, ведь в каждом возрасте у малыша свой распорядок дня. Так, в возрасте четырёх-пяти месяцев дети спят обычно три раза в течение дня, и разумнее проводить занятия перед первым (утренним) сном. Впрочем, после динамической гимнастики не обязательно сразу укладывать его спать – если он не был нагружен ещё и водным тренингом, и обливанием, то вполне возможно, даже «перекусив» после гимнастики, он не захочет сразу спать. Не настаивайте – в конце концов, динамическая гимнастика это не только средство утомления ребёнка, но и просто форма вашего совместного досуга. Из нашей практики: У нас в возрасте 4-х месяцев случались два варианта. Так, Анюта после ночного сна есть просила не сразу, а потому мы гуляли-играли минут 15-20. В какой-то момент я понимала, что девочка окончательно проснулась и мы начинали гимнастику. После неё обливались, делали массаж и немного сосали грудь. Слегка «перекусив», девочка хотела ещё движения и общения – её выпускали на пол, где она играла с игрушками и общалась с родственниками. И лишь спустя полчаса-час после гимнастики, основательно приложившись к груди, девочка ложилась на первый (утренний) сон. А Данил в этом возрасте, напротив, по утрам просыпался голодный, как зверь. Он плотно наедался, лишь затем соглашался открывать глаза и общаться. После игр и «гуляния» в течение часа-полутора мы начинали делать гимнастику. После – шли плавать в ванне до последнего, и когда мальчик уже, что называется, «был готов» и похныкивал, мы обливались, и Данил получал заслуженную титю. Надо ли удивляться, что, досыта наевшись, он немедленно отключался и спал порой по три с половиной часа? Когда начинать… Есть разные точки зрения. Сторонники одной из них полагают, что чем раньше начать загружать ребёнка, тем лучше. Мол, крепче и здоровее будет, да и адаптивные способности у ребёнка тем выше, чем он меньше. По другой версии, напротив, до полутора месяцев (или – по другим данным – до 40-го дня жизни) у ребёнка идёт адаптация к окружающей действительности, не случайно в этом возрасте он спит до 20-ти часов в сутки. Природа предусмотрела механизм предохранения от психических перегрузок. И напротив, периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни – тогда-то и советуют начинать динамическую гимнастику и прочие экстремальности (см. также статью Раннее плавание). Из нашей практики: Оба эти подхода я испробовала со своими младшими детьми. Среднего сына мы начали «занимать» гимнастикой довольно рано, уже к месяцу Данила вошёл в плотный ритм занятий, а в три месяца мы выполняли полный комплекс упражнений от двух до пяти раз в день. С Аннушкой (то ли потому что девочка, то ли потому, что другой склад характера – не знаю), но получилось, что первые висы на ручках мы стали вводить только ближе к двум месяцам. В три она ознакомилась с полным комплексом упражнений, и лишь к четырём мы стали практиковать динамическую гимнастику ежедневно, как элемент распорядка – каждое утро после сна. С другой стороны – не нужно шокировать ребёнка, наваливаясь на него с гимнастикой позже 3-х месяцев. Если он активно набирает вес, вы можете дать большую нагрузку на неподготовленные суставы. Относительно раннее начало занятий хорошо тем, что масса тела ребёнка ещё невелика, и по мере того, как вы разучиваете упражнения, растёт и ваша уверенность, и вес ребёнка, и … ваши мускулы! …и когда заканчивать Кроме шуток! Если подкидывать в воздух трёх- и даже пятикилограммовую детку не составляет большого труда, то шестимесячного «верзилу» вертеть не так-то просто. Между тем, дети динамические тем и отличаются, что чем они тяжелее, тем им веселее, но, увы, тем сложнее вам. В нашей семье, чем старше становился ребёнок, тем чаще динамическую гимнастику «свешивали» на папу. Впрочем, в какой-то момент и для него ноша стала тяжела, а потому параллельно мы приучали малышей к гимнастическому комплексу. Время пролетит – не успеете оглянуться, а потому если у вас ещё нет гимнастического комплекса, поторопитесь восполнить этот пробел! Комплектации, материалы и цены различны. В доме, где с ребёнком практикуют динамическую гимнастику, должна быть хотя бы лесенка. А лучше – ещё турник, трапеция и кольца Сначала вы будете использовать лесенку как тренажер - когда малыш будет учиться вставать на ножки. Наш Данила научился взбираться по лесенке раньше, чем ходить по земле. В шесть месяцев он доползал до лестницы и, цепляясь ручонками за перекладины, забирался до верхней ступеньки. Естественно, что как только он впервые был замечен за этим занятием, мы начали учить его и спускаться. О безопасности на гимнастическом комплексе нужно сказать особо. Я напомню вам о тесной эмоциональной взаимосвязи маленького ребёнка и окружающих взрослых. Поверьте, я не раз наблюдала в действии силу мысли: ребёнок взбирается на очередную высоту, он горд новым достижением, оборачивается за поддержкой и одобрением и … Внизу, с посеревшим от страха лицом, стоит бабушка и вскрикивает: «Ох, упадёшь!» … Что остаётся делать нашему герою? Улыбка сползает с его лица – ему сказали «упадёшь!», и как послушный малыш, он падает. Что тут первично: яйцо или курица? Падение или бабушкино предсказание?... Поэтому! на том этапе, когда ребёнок ТОЛЬКО ЗНАКОМИТСЯ с гимнастическим комплексом (точно также, как и на этапе ОВЛАДЕНИЯ упражнениями динамической гимнастики) лучше исключить возможное вредное влияние посторонних. Когда он научится спускаться самостоятельно, и вы будете уверены в его силах – пожалуйста, приглашайте бабушек и хвастайтесь вашими новыми достижениями. А пока – научите ребёнка самостоятельности. Не держите его руками – стойте рядом и будьте готовы поймать, но не позволяйте ему полностью переложить на вас ответственность. Как и в динамической гимнастике, здесь он тоже должен чувствовать, что это ОН САМ держится за перекладину, а НЕ ОНА держит его надёжной хваткой. НАКОНЕЦ, ПРИСТУПИМ Вы выставили за дверь пугливых бабушек; Вы выбрали место и время; Ваш малыш не голоден, но и не сыт; Он ещё не устал, но и не только что проснулся; Вы проветрили помещение (низкая температура стимулирует двигательную активность); И раздели ребёнка (ползунки и распашонки не только будут вам мешать, они ещё и небезопасны во время занятий); Ваши руки тёплые; Вы никуда не торопитесь и ничего не боитесь; Ребёнок лежит перед вами на спине…
|